Морские контейнерные перевозки в России значительно подешевели
Ставки фрахта на морские контейнерные перевозки между российскими направлениями снижаются в соответствии с общими мировыми тенденциями.
На мировом рынке эта ситуация в первую очередь обусловлена падением спроса, сообщает газета "Коммерсантъ". Эксперты, опрошенные изданием, отмечают, что спотовые ставки на контейнерные перевозки по основным маршрутам сейчас ниже уровней, зафиксированных до пандемии.
С лета цены упали более чем на 60% и продолжают снижаться, особенно на азиатских направлениях. Ставки на перевозки из Китая в порты Северной Европы достигли минимальных значений.
"Доставить 20-футовый контейнер в Гамбург или Роттердам можно всего за $500, а 40-футовый — менее чем за $900," — рассказал Дмитрий Суховерша, руководитель направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России.
Снижение мировых ставок также отражается на российском рынке, но с учетом различных особенностей.
"Все больше иностранных судовладельцев, в погоне за любыми выгодами, соглашаются на заход своих судов в российские порты. При высоком спросе на других рынках, такой заход считался бы неоправданно рискованным," — поясняет Владимир Гай, коммерческий директор транспортно-экспедиторской компании "Модуль".
Морские фрахтовые ставки в России постепенно падают и приближаются к уровню соседних рынков. По прогнозам экспертов, ценовые показатели могут сравняться уже в первом полугодии следующего года.
Как отмечает Юлия Шленская, глава таможенно-логистического брокера KBT, снижение ставок связано с уменьшением объема грузов и высокой конкуренцией между многочисленными китайскими линиями, а также перераспределением объемов морских перевозок с Дальнего Востока на Новороссийск и Санкт-Петербург, которые также конкурируют между собой.
По сравнению с пиковыми уровнями после COVID-19 в 2021 году, ставки на импортные контейнерные перевозки из китайских портов в Россию сейчас ниже в 2,5 раза и на 1,5–1,8 раза меньше, чем в среднем в 2022 году. Однако по сравнению с допандемийным уровнем 2019 года ставки остаются выше на 20–25%.
Эксперты считают, что "эпоха низких цен" продлится еще как минимум год.
"Крупные океанские линии имеют финансовые ресурсы, чтобы выдерживать такие цены.
Менее крупные судовладельцы будут вынуждены продолжать снижать ставки и соглашаться на заходы в рискованные рынки, главным из которых сейчас является Россия," — заключает Владимир Гай.