Проблемы перевозки угля

С начала текущего года стало заметно усложнение процесса отправки грузов по железной дороге с запада России на Дальний Восток. По данным редакции новостного портала VL.ru, представители бизнеса сообщают о сотнях контейнеров, ожидающих отправки, и росте цен на железнодорожные перевозки, который за последние две недели вырос более чем в полтора раза. Этот рост логистических затрат, по мнению многих экспертов, неизбежно приведет к повышению цен в магазинах Приморья и других регионов Дальнего Востока. Одной из причин такого ухудшения ситуации, как утверждают многие, является установленный правительством приоритет отправки угля по Восточному полигону, на котором традиционно не хватает пропускной способности.

Уже в декабре прошлого года появились первые признаки грядущего железнодорожного кризиса, как сообщают некоторые участники рынка. Ситуация усугубилась после новогодних праздников в январе и значительно ухудшилась в феврале, а прогнозы на март также неутешительные. Согласно информации, распространенной порталом InfraNews, на 11 января было зафиксировано движение 201 контейнерного поезда на сети РЖД, простой более 80 из них достигал более двух недель. Эти данные, представленные в письме Сергея Мальцева, председателя президиума Евразийского союза участников железнодорожных грузовых перевозок, превышают прошлогодние показатели в семь раз. Большинство поездов не могли отправиться на станции Дальнего Востока.

В феврале предприниматели из Приморья сообщали, что на московском железнодорожном узле продолжается стагнация с отправками в дальневосточном направлении. Многие сервисы продолжают отправлять в Дальний Восток контейнеры, оставшиеся с начала января, с минимальным временем ожидания, достигающим четырех недель, и нехваткой мест в терминалах. Логистические компании вынуждены уведомлять клиентов о повышении цен из-за введенных ОАО "РЖД" ограничений на отправку грузовых составов на Дальний Восток и в обратном направлении из-за нехватки железнодорожного оборудования и локомотивов.

Ранее представители ОАО "РЖД" объясняли ситуацию сложившимися аномальными морозами и обильными снегопадами, препятствующими проведению перегрузочных и швартовых операций в портах. По данным ООО "Гранд Сервис" из Владивостока, только у них в Москве в ожидании отправки на Дальний Восток находится около 200 контейнеров с автомобилями из дилерских центров и товарами народного потребления. Эти цифры далеко не предел для логистических компаний Приморья, некоторые из них имеют списки ожидания, превышающие 500 контейнеров.

Угольный взрыв и логистический затор: вызовы и последствия для российской экономики и Приморского края

Рост мировых цен на уголь и увеличение его экспорта являются ключевыми факторами, влияющими на ситуацию на железнодорожном транспорте России. В начале февраля президент Владимир Путин поручил принять меры по увеличению экспорта угля в восточном направлении из ряда регионов, включая Бурятию, Якутию, Тыву, Хакасию, Иркутскую и Кемеровскую области. Это решение вызвало положительную реакцию губернатора Кузбасса Сергея Цивилёва, который отметил, что из-за ограниченной пропускной способности Восточного полигона за последние шесть лет из Кемеровской области не удалось вывезти дополнительный объем угля. Неясно, однако, какие грузы придется отложить для удовлетворения потребности в угле.

Директор по логистике ООО "Гранд Сервис" Вячеслав Квашнин подчеркивает, что цены на отправку контейнеров значительно выросли за последние две недели, достигнув 300-360 тысяч рублей за контейнер в направлении Москва - Владивосток. Он отмечает, что возможности отправки дополнительных грузов остаются, но они доступны лишь тем, кто готов заплатить больше. Альтернативные варианты практически отсутствуют.

Ситуация оказывает серьезное воздействие на различные отрасли экономики, включая Приморье. Например, значительная часть закупленных фермерами удобрений застряла на железной дороге. Как отмечается, приморские аграрии на момент 19 февраля успели запастись менее чем на 30% необходимого объема удобрений к предстоящему севу.

Министр сельского хозяйства Приморского края Андрей Бронц отмечает, что важной проблемой стало открытие Дальнего Востока для поставок грузов в азиатские страны. В результате железнодорожная инфраструктура перегружена, а удобрения оказались в конце очереди. Сейчас основной задачей является "вытянуть" удобрения с запада страны, чтобы они могли быть использованы для весенне-полевых работ.

Приморский уголь: проблемы экологии и экспортных амбици

В Приморском крае уже давно обсуждают проблему загрязнения воздуха и акваторий угольной пылью из-за перевалки угля, а также его сжигания. Именно поэтому многие высказываются в пользу газификации региона, хотя процесс этот идет нестабильно. Однако, уголь, о котором сегодня идет речь, предназначен в основном для экспорта и будет сжигаться не на месте, а за рубежом.

Причины возникшего ажиотажа объяснимы – с третьего квартала 2023 года начался рост цен на уголь из-за увеличивающегося спроса в Китае и Индии. Экспортные цены на российский уголь в портах Дальнего Востока увеличились в сентябре-октябре на 22-30%, согласно данным аналитики.

На сегодняшний день "угольная лихорадка" вызывает споры среди дальневосточных стивидоров. Некоторые компании выступают против инициативы "Восточного порта" о предоставлении приоритетного права на провоз угля по железным дорогам в адрес специализированных терминалов, считая, что это не поможет стабилизировать ситуацию. В то же время, стивидоры утверждают, что консолидация угля в одном порту не повлияет на пропускную способность Восточного полигона.

Существуют и альтернативные объяснения сложившейся ситуации, связанные с конфликтом угольщиков с терминалом "ОТЭКО" в Тамани, который отказался снизить цены на перевалку грузов. Это привело к перераспределению части объемов угля между портами Северо-Запада и Дальнего Востока.

Независимо от причин, жители Дальнего Востока столкнутся с последствиями этой ситуации. Задержки с поставками других товаров приведут к росту цен в магазинах, включая товары первой необходимости, такие как стиральные порошки, туалетная бумага и гигиенические продукты. Кроме того, из-за недостатка контейнеров и платформ для отправки товаров обратно на запад, как результат, растут цены на услуги по пользованию контейнерами и увеличиваются сроки доставок.